Ярлыки

1 год (46) 1 класс (51) 2 год (32) 2 класс (1) 20 век (2) 2013 (2) 2014 (2) 3 год (19) 4 год (11) 4 класс (2) анализ произведений (8) барокко (1) Бах (7) Бетховен (6) биография (7) блог (1) Бородин (2) венские классики (20) видео (13) викторина (12) Гайдн (11) Глинка (4) Дакен (1) Даргомыжский (3) Дебюсси (2) джаз (1) диктант (1) до мажор (5) жанры (5) зарубежная музыка (31) знаки альтерации (2) игра (1) инструменты (16) интервалы (3) карточки (2) конкурс (3) контрольная работа (8) либретто (1) ля минор (1) методика (13) мои разработки (14) мои статьи (2) Моцарт (18) музыкальная литература (113) Мусоргский (6) ноты (4) поём (33) портрет (7) презентация (5) Прокофьев (2) развитие речи (21) Рахманинов (2) ре мажор (4) Римский- Корсаков (6) ритм (6) романтизм (5) русская музыка (32) сайты (10) Сен-Санс (2) скачать (5) слушание музыки (33) Современные исполнители (7) соль мажор (2) сольфеджио (50) тембры (28) теория музыки (7) тест (10) тональности (1) учебник (3) фа мажор (1) фонохрестоматия (1) форма (3) Чайковский (3) Шопен (1) Шуберт (4) Шуман (2) шумовой оркестр (1) экзамены (4) эпохи (2)

понедельник, 24 сентября 2012 г.

Валторна


Что рассказывают о себе сами инструменты
Рассказывает ВАЛТОРНА .

— Не буду скрывать своего животного происхождения. В далеком первобытном прошлом я — обыкновенный рог, может, буйвола, а может, дикого барана. Не повезло мне от рождения — телосложение хрупкое и голос, прямо скажу, противный. Но недаром рогатые славятся своим упрямством. Прежде всего — решил я — надо организм укрепить. Пойду-ка я служить в армию.
. . .И вот я на военной службе в руках древнегреческих и древнеримских воинов. Вместо хрупкой кости звонкий металл — медь, бронза. Возмужал я необыкновенно. Имя мое даже в древней легенде осталось.
           
Рыцарский рог назывался о л и ф а н. Он делался из слоновой кости и богато украшался резьбой. Поверженный врагами рыцарь Роланд — говорится в знаменитом рыцарском предании «Песнь о Роланде» — так неистово трубил в свой рог, что жилы на шее у него лопнули, а рог раскололся надвое.

. . .Пришли времена рыцарей. Дружбу я с ними водил необыкновенную. Участвовал в сражениях, турнирах, псовых охотах, созывал на пир гостей. Каждый уважающий себя рыцарь имел при себе рог.

Лесной рог — по-немецки вальдхорн. От этого слова, чуть переделанного на русский лад, — название валторна. В музыкальных произведениях валторна часто и с удовольствием вспоминает свое славное охотничье прошлое.

. . .Еще несколько веков минуло — исчезли рыцари вместе с рыцарским снаряжением. Но только не я. Вид, правда, у меня изменился, стал ближе к нынешнему. А все ради голоса. Он стал ясным, чистым, звонким. В общем, охотники были чрезвычайно довольны мною. И почтальоны тоже, между прочим.
. . .А как же музыка, спросите вы? Что ж, открою вам роковую тайну. К музыке я тянулся с детства. Но природа наградила весь мой род Медных духовых ужасным недугом — чем-то вроде заикания. Представьте, мы не могли, как другие инструменты, извлекать все звуки подряд. Ученые объяснили: таков закон физики. А разве легче, если причину болезни знаешь? Для коротких призывов и восклицаний природных способностей вполне хватало. А мне петь хотелось! И придумали такое хитроумное приспособление, что смогли мы, духовые, укорачивать и удлинять свое туловище прямо во время игры.
. . .Наконец-то я узнал себе настоящую цену! Композиторы стали дарить мне самые красивые, самые душевные мелодии. И я не боюсь пропустить в них ни единого звука.
Я на виду в духовом оркестре, среди собратьев — Духовых инструментов. Ко мне прислушиваются в симфоническом оркестре — главном собрании всего нашего инструментального населения. Голос мой звучит гордо. Я действительно горжусь своей тысячелетней жизнью. В чем секрет неувядающей молодости — спрашивают у нас, долгожителей? Совершенствуйтесь! — отвечаю я. — Меняйте себя!