Ярлыки

1 год (46) 1 класс (51) 2 год (32) 2 класс (1) 20 век (2) 2013 (2) 2014 (2) 3 год (19) 4 год (11) 4 класс (2) анализ произведений (8) барокко (1) Бах (7) Бетховен (6) биография (7) блог (1) Бородин (2) венские классики (20) видео (13) викторина (12) Гайдн (11) Глинка (4) Дакен (1) Даргомыжский (3) Дебюсси (2) джаз (1) диктант (1) до мажор (5) жанры (5) зарубежная музыка (31) знаки альтерации (2) игра (1) инструменты (16) интервалы (3) карточки (2) конкурс (3) контрольная работа (8) либретто (1) ля минор (1) методика (13) мои разработки (14) мои статьи (2) Моцарт (18) музыкальная литература (113) Мусоргский (6) ноты (4) поём (33) портрет (7) презентация (5) Прокофьев (2) развитие речи (21) Рахманинов (2) ре мажор (4) Римский- Корсаков (6) ритм (6) романтизм (5) русская музыка (32) сайты (10) Сен-Санс (2) скачать (5) слушание музыки (33) Современные исполнители (7) соль мажор (2) сольфеджио (50) тембры (28) теория музыки (7) тест (10) тональности (1) учебник (3) фа мажор (1) фонохрестоматия (1) форма (3) Чайковский (3) Шопен (1) Шуберт (4) Шуман (2) шумовой оркестр (1) экзамены (4) эпохи (2)

понедельник, 24 сентября 2012 г.

Клавесин


Знакомство с клавесином

-Позвольте представиться, мое французское имя означаетклавишный.
Голос у него негромкий, хрупкий. Говорит, будто бусинки на стол сыплются.
- Пожалуйста, любезный Клавесин, раскройтесь Перед нами побольше.
Клавесин открыл крышку. А под крышкой струны, много их, сразу не сосчитать — от коротких тонких до длинных толстых. Кого же он так напоминает? Конечно же, элегантный, как Рояль.
- Ничего удивительного, — пояснил Клавесин. — Рояль, считайте, мне сын родной.
- Неужели?! Такая знаменитость. . . Вы вправе гордиться. . .
- Я ведь сердце ему свое отдал, то есть клавишный механизм. Ради него от личной жизни отказался' Представьте, сто лет молчал — весь прошлый XIX век. Ах, эти дети! Мы, родители, смотримся в них, как в зеркало, свою молодость вспоминаем.
Грустная нотка про звучала в его голосе, но без слез, без надрыва. Умеет себя в руках держать. Вот что значит старое благородное воспитание!
— Наверное, и ваша жизнь, уважаемый Клавесин, знала настоящие взлеты?
— Еще бы. . . До рождения Рояля и потом, пока он силу не набрал,
— во времена пудреных париков
— я. Клавесин, был чуть ли не самой заметной фигурой в музыкальном мире. Я был лучшим другом музыкантов. Меня можно было видеть в гостиных, салонах, кабинетах по всей Европе. . . Да, я знаю, что такое слава!
И в минуту ликования он, в руках себя держал.
не горячился, голос до крика не повышал.
— Достойная жизнь у вас позади!
— Не обижайте, я не считаю себя  музейным инструментом. Я долго молчал, но в начале XX века снова вышел на концертную эстраду. Потому что понял: Клавесин и Рояльне помеха друг другу, — у  каждого свой характер и своя музыка. Мне, Клавесину, по сердцу музыка, сочиненная в старые времена специально для меня. Мой особый поклон любителям старинной музыки.
Вот какие замечательные личности встречаются среди музыкальных инструментов.

Как же начиналась история инструментов семьи Клавесинов.

Все началось с простой мысли: не щипать больше струны пальцами, как повелось с древнейших времен, а взамен придумать механизм. Теперь, когда палец нажимал на клавишу, на другом конце рычага металлический штырек, вроде гвоздика,  касался  струны. Новый инструмент стал называться Клавикорд (клавес- ключ, клавиша. Хорда -струна). Что только не перепробовали хитроумные мастера стараясь усовершенствовать струнный клавишный инструмент! Клавишный Механизм приводил в движение и кожаные лепестки, и смычки из конского волоса. А победило воронье перышко. Именно оно оказалось лучшим материалом для щипания струны, извлекая из нее звук достаточно сильный и красивый.
В общем  струнный щипковый инструмент  вроде арфы, лютни, гитары, но механизированный. -- можно сказать, комнатный, домашний (или по-старому камерный) музыкальный станок.
Разные имена ему давали. По названиям видно, какую его особенность
 хотели подчеркнуть . Называли егоанглийской шахматной доской в честь английских мастеров и еще, наверное, потому, что он имел вид настольного ящика, шкатулки. В Англии именовали его также вёрджинал, то есть девический, что, возможно, намекало на его нежный голос.
 Итальянцы предпочитали имя клавичембало, проще -чембало, что означало:
 
цимбалы (особый струнный щипковый инструмент) с клавишами. Имел он клички крыло и жираф (современный рояль тоже ведь по форме крыло огромной птицы напоминает; жирафом звался инструмент с вертикально расположенными струнами).
 В немецких землях его знали больше 
под именем клавир, в переводе — клавишный. И французское названиеклавесин на клавиши внимание обращало. Французское имя этого инструмента оказалось самым стойким.