Ярлыки

1 год (46) 1 класс (51) 2 год (32) 2 класс (1) 20 век (2) 2013 (2) 2014 (2) 3 год (19) 4 год (11) 4 класс (2) анализ произведений (8) барокко (1) Бах (7) Бетховен (6) биография (7) блог (1) Бородин (2) венские классики (20) видео (13) викторина (12) Гайдн (11) Глинка (4) Дакен (1) Даргомыжский (3) Дебюсси (2) джаз (1) диктант (1) до мажор (5) жанры (5) зарубежная музыка (31) знаки альтерации (2) игра (1) инструменты (16) интервалы (3) карточки (2) конкурс (3) контрольная работа (8) либретто (1) ля минор (1) методика (13) мои разработки (14) мои статьи (2) Моцарт (18) музыкальная литература (113) Мусоргский (6) ноты (4) поём (33) портрет (7) презентация (5) Прокофьев (2) развитие речи (21) Рахманинов (2) ре мажор (4) Римский- Корсаков (6) ритм (6) романтизм (5) русская музыка (32) сайты (10) Сен-Санс (2) скачать (5) слушание музыки (33) Современные исполнители (7) соль мажор (2) сольфеджио (50) тембры (28) теория музыки (7) тест (10) тональности (1) учебник (3) фа мажор (1) фонохрестоматия (1) форма (3) Чайковский (3) Шопен (1) Шуберт (4) Шуман (2) шумовой оркестр (1) экзамены (4) эпохи (2)

понедельник, 24 сентября 2012 г.

История музыкальных инструментов. Рассказывает ФОРТЕПИАНО


История музыкальных инструментов.

Рассказывает ФОРТЕПИАНО

— Лично у меня, — подал голос знаменитый инструмент по имени Фортепиано,

 - все началось с удара. Можно сказать, это был счастливейший удар судьбы.

— О каком ударе вы говорите, уважаемое Фортепиано?

— Смотрите же!
Фортепиано раскрылось, взмахнув огромным черным крылом — крышкой.

Удивительная картина предстала передо мной! Деревянные молоточки ведут какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много — и молоточков, и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно.
Кажется, будто они хотят застать струны врасплох, появляясь в самых неожиданных местах — то поодиночке, то группами. И струны рокочут от бешеных наскоков молоточков, и плачут, будто задетые за живое, и нежно поют под ласковыми прикосновениями. И смеются, и ликуют, и негодуют, и печалятся, и вздыхают. . . Почему только вся эта прекрасная, увлекательная игра зовется Фортепиано?
— Имя мое, — объяснил инструмент, — от двух итальянских слов: форте  и пиано. По-русски меня следовало бы звать Громкотихо.

— До обидного простое имя у такого замечательного инструмента! Да вы достойны самого звучного имени на свете!
— Что ж, меня называют также Рояль, что в переводе значит королевский.

— Ваше величество! Разрешите поинтересоваться вашей королевской родословной!

— Извольте. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов:
род Струнных,
род Клавишных и
род Ударных.

Мой прямой предшественник, можно сказать, отец родной — благородный Клавесин.

Трехмануальный клавесин





Он царил в музыкальном мире в XVII— XVIII веках.

 От  Клавесина я унаследовал свою внешность и сердце — клавишный механизм. Правда, сердце Клавесина билось иначе, чем мое: более бесстрастно и сдержанно — от шипка струн перышками.

Я. Вермер Делфтский. Женщина, сидящая за клавесином

Ок. 1673–1675.
Национальная галерея, Лондон
 Инструмент по имени Цимбалы, можно сказать, моя родная мать. Это натура бесхитростная, вся на виду. Звучит от ударов палочками по струнам. Очень древний инструмент, должен сказать. И сегодня еще живет в некоторых странах, народным считается.

— Когда вы родились. Ваше величество?

— Я появился на свет в 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори. «Голос у тебя, конечно, еще неотесанный, — сказал мне при рождении мастер — но, по сравнению с Клавесином, есть в нем ценный дар: может по необходимости быть громким или тихим. Будешь зваться отныне  Фортепиано».

— Когда вы взошли на престол. Ваше величество?
Ответ был такой:

Клавесин
Пианино
— Примерно лет сто я жил в тени Клавесина, под его крылышком. Набирался ума-разума. Ну, а потом Клавесин ушел на покой, в музей, а за мной утвердился королевский титул.

— Конечно, музыканты в вас души не чаяли, как говорится, на руках носили,..

Засмеялся Рояль, мелким бисером звуков рассыпался:
— Хотел бы я посмотреть на таких силачей. Меня и на колесиках-то нелегко с места сдвинуть. На невнимание к своей особе пожаловаться не могу. Композиторы стали мне дарить лучшие свои сочинения, а любители музыки повсюду меня встречали восторженными овациями. И тогда я сказал себе: положение любимого инструмента обязывает. Буду совершенствоваться без устали. И стал я внимательно следить за техническими достижениями.

— Неужели и в технике разбираетесь?!

— Как же, мне не обойтись без технических знаний. Помню, в 1812 году техническая новинка появилась — научились люди тянуть стальную проволоку. Я тут же ее под струны приспособил.
А знаете, с какой гигантской силой струны во мне натянуты? В двадцать тысяч килограммов!

От такой нагрузки мой деревянный корпус прямо-таки изнемогал. Что-то, нужно было придумать.


К счастью, в середине XIX века научились металлурги плавитъ качественный чугун. Я тут же корпус свой чугунной рамой укрепил. Да разве все расскажешь! Например, для хорошего удара молоточков по струнам я трутовик, то есть древесный гриб, пробовал применить. А в конце концов остановился на особо качественном войлоке. Вы думаете, я появление электричества не заметил? Сразу обратил внимание. И по сей день электричеством и электроникой горячо интересуюсь.

— Да вы само совершенство! Скажите, великолепный Рояль, есть ли у вас хоть один недостаток?!

— Откровенно говоря, очень уж я на подъем тяжел и размерами неудобен. В концертных залах прекрасно себя чувствую. А как с моей комплекцией по квартирам ходить? Вот тут-то меня с успехом заменяет мой меньший отпрыск —ПИАНИНО.
Если перевести его имя на русский язык, что-то вродетихони получится. Но не думайте, не такой уж скромненький инструмент это Пианино. Почти все. что и я делать умеет. Зато комплекция совершено домашняя, всегда себе место в комнате отыщет.