БАХ ИОГАНН СЕБАСТЬЯН (1685–1750)
21 марта 1685 г. в Эйзенахе (Германия,Тюрингия) в семье городского скрипача Иоганна Амброзиуса родился мальчик Иоганн Себастьян. Домашнее музыкальное окружение позволило ребёнкку, с малых лет находившемуся в мире музыкальных звуков, рано освоить музыкальные инструменты. Иоганн обладал прекрасным музыкальным слухом и красивым сопрано, поэтому был принят в церковный хор, а с 8-ми лет обучался в церковной школе.
В 9 лет мальчик лишился матери, а через год смерть унесла и отца. Старший брат, служивший органистом, забрал осиротевшего Иоганна к себе в дом.Обучение в школе и хоровые занятия продолжались. ( ) В 15 лет юный Бах получает дальнейшее образование в школе при церкви св. Михаила в Люнебурге (Северная Германия). Обучаясь в школе, мальчик также пел в церковном хоре, что было очень престижно, т.к туда отбирали мальчиков с очень красивыми и высокими,`серебряными` голосами. Данный период оказал серьёзное влияние на формирование мировоззрения и эстетического вкуса Иоганна Себастьяна. ( ) В июле 1708г. Бах получил место органиста и музыканта, а позднее и концертмейстера палаты герцогов в Мюльхаузене, где был обязан регулярно представлять сочинения кантат. Некоторые из самых знаменитых кантат и произведений для органа Иоганна Себастьяна Баха также датированы этим временем. В 1717г. он был допущен на должность придворного капельмейстера при новом составе исполнителей. После ожесточенных разногласий с хозяевами Бах покидает Мюльхаузен и стремится получить должность капельмейстера в светском реформируемом дворе князя Леопольда фон Анхальт-Кётена, что ему в итоге удаётся. Служба в Кётене пришлась Баху очень по душе. Зарплата была по-настоящему княжеская и, что важнее всего, в его обязанности теперь не входило сочинение церковной музыки. Таким образом, Баху была предоставлена возможность сочинять музыку по своему желанию. ( ) В Кётене были созданы `Бранденбургские концерты`, `Хорошо темперированный клавир` (часть 1), английские и французские сюиты наряду с другими пьесами для фортепиано и `Нотной тетрадью Анны Магдалены Бах`. Анна Магдалена Бах стала в 1721г. второй женой Баха, после того, как умерла в 1720г. его первая жена Мария Барбара. После смерти первой жены, которую он очень любил, семейные обстоятельства вынудили Баха добиваться должности кантора церкви Св. Томаса в Лейпциге. Предварительно он дал представление своего исключительного мастерства с премьерой `Страсти по Йоханнесу`.Теперь Бах отвечал за всю светскую и духовную музыкальную жизнь в Лейпциге. Круг обязанностей Баха расширился, он должен был, например, не только сочинять на каждое воскресенье новую кантату, но и выучивать её с хористами на латыни. Тем не менее, Бах находил время, чтобы посвящать себя своим композициям. В Лейпциге возникли некоторые из его самых знаменитых произведений. Наряду с 300-ми кантатами здесь были созданы, `Страсти по Матфею`, `Страсти по Маркусу`, `Месса си-минор`, `Рождественская оратория`, `Гольдберг-вариации`, `Хорошо темперированный клавир` (часть 2), `Итальянский концерт`, а также `Искусство фуги`. ( ) 28.07.1750 в Лейпциге закончилась жизнь Иоганна Себастьяна Баха . Он умер от апоплексического удара. Четверо сыновей Баха стали зрелыми серьёзными композиторами. Еще и поныне любители музыки имеют определённое представление о том, кто такие Карл Филлипп Эмануэль, Вильгельм Фридеманн, Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан. `Если ангелы играют для Бога, то они играют Баха, друг для друга они играют Моцарта` - Исайя Берлин (русский писатель). |
«Старый» памятник Баху |
Памятник Баху
Знаете ли вы о том, что в Лейпциге есть два памятника Иоганну Себастиану Баху?
Один носит название «Старый» или «Малый» памятник, второй – «Новый».
На фото вы видите «Старый» памятник Баху.
Он находится в непосредственной близости от церкви св. Фомы (Thomaskirche), в зеленой зоне у Диттрихсринга.
Это первый в мире и старейший памятник Баху, дар композитора и капельмейстера лейпцигского Гевандхауса Феликса Мендельсона Бартольди (1809-1847).
Чтобы собрать деньги на памятник, Мендельсон организовывал благотворительные органные концерты, проходившие в церквях города (свой орган появился в Гевандхаусе только в 1840 году). Первый концерт состоялся в церкви св. Фомы 6 августа 1840 года. Мендельсон исполнил органную композицию Баха. Последний концерт состоялся 23 апреля 1843 года, после его окончания памятник был торжественно открыт в присутствии Вильгельма Фридриха Эрнста Баха, 81-летнего внука Иоганна Себастиана.
Памятник из эльбского песчаника был изваян скульптором Германом Кнауром по проекту художника Эдуарда Бендеманна. За прошедшие годы памятник был несколько раз реставрирован, последняя реставрация прошла в 2005 году.
«Новый» памятник Баху, без сомнения, наиболее известный.
Вначале памятник планировали создать к 200-летию Баха в 1885 году, но эти проекты приобрели реальный вид лишь девять лет спустя, в 1894 году, когда при перестройке церкви св. Иоанна в алтарном пространстве была обнаружена могила Баха.
«Новый» памятник Баху |
Однако в этом году памятник сооружен не был: не было денег на его строительство. К тому же городские власти не могли прийти к согласию относительно места постройки памятника.
В 1901-1902 годах на строительство памятника было выделено 5000 золотых марок из наследства лейпцигского купца Франца Доминика Грасси. Грасси (1801-1880) оставил городу наследство в размере 2,327 миллиона золотых марок.
В 1906 году было решено, что памятник Баху встанет у церкви св. Фомы. Однако на этом месте стоял памятник Лейбницу, который решили перенести в университетский Паулинерхоф.
Памятник был торжественно открыт 17 мая 1908 года. Общие расходы на его сооружение достигли 50 000 золотых марок. Половину этой суммы внес город, вторую половину – частные пожертвователи.
Цоколь памятника высотой 3,2 метра изготовлен из ракушечника. Бронзовая скульптура Баха имеет высоту 2,45 метра. Бах изображен стоящим перед органом, со свитком нот в правой руке. Статую создал лейпцигский скульптор Карл Зеффнер, фирма «Noack & Brückner» отлила ее в бронзе.
В 1901-1902 годах на строительство памятника было выделено 5000 золотых марок из наследства лейпцигского купца Франца Доминика Грасси. Грасси (1801-1880) оставил городу наследство в размере 2,327 миллиона золотых марок.
В 1906 году было решено, что памятник Баху встанет у церкви св. Фомы. Однако на этом месте стоял памятник Лейбницу, который решили перенести в университетский Паулинерхоф.
Памятник был торжественно открыт 17 мая 1908 года. Общие расходы на его сооружение достигли 50 000 золотых марок. Половину этой суммы внес город, вторую половину – частные пожертвователи.
Цоколь памятника высотой 3,2 метра изготовлен из ракушечника. Бронзовая скульптура Баха имеет высоту 2,45 метра. Бах изображен стоящим перед органом, со свитком нот в правой руке. Статую создал лейпцигский скульптор Карл Зеффнер, фирма «Noack & Brückner» отлила ее в бронзе.
http://raduga-nte.de/index.php?nma=unsleipzig&fla=stat&cat_id=5&nums=120