Иоганн Себастьян Бах входит в обязательную программу музыкальной школы, и та или иная прелюдия Баха сопровождает учеников не один год учебы. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. По программе обязательнаполифония, не самый простой вид музыки, и изучают ее на примере Баха. Причем принято считать, что Бах требует строгого исполнения, тщательной проработки каждой детали, и не допускает особых вольностей (это не вполне правильно). Так что реакция достаточно предсказуемая (не у всех, конечно).
Нет, я ничего не имею против него, и даже наоборот. Но можно было бы, наверное, разбавлять очередную полифоническую прелюдию Баха чем-нибудь и кем-нибудь еще из той эпохи с аналогичными по стилю произведениями. И музыкальный кругозор расширяет, и слово "Бах", быть может, больше положительных эмоций вызывать будет... Чем плох, к примеру, Пахельбель в роли психологического буфера?
Объяснение сложившейся ситуации, конечно, можно найти. Бах много писал именно педагогических произведений. Однако вряд ли на это можно заодно списать и нынешнюю утвержденно-методически-преподавательскую закостенелость. Так сказать, на местах.
Впрочем, и к прелюдиям можно подобраться с нужной стороны. Сейчас мы учимся в музыкальной школе, где полифония изучается не только на примере Баха. И случилось чудо! Как-то раз в один ничем (казалось бы) не приметный вечер самый ненавистный из композиторов вдруг взял, да и явственно зазвучал из комнаты девятилетнего сына. Причем зазвучал в форме прекрасной Прелюдии до мажор из первого тома Хорошо темперированного клавира Баха. Заметьте, напрочь отсутствующей в его программе обучения.
Сказать по правде, прекрасной она еще только могла стать, потому что сию Прелюдию сын ни с того, ни с сего вдруг решил не просто сыграть, а... подобрать. И что вы думаете - подобрал! Ну, почти. Кое-какие не столь уж значительные "опечатки", конечно были. Но это не главное! Ведь сам захотел!
На мой взгляд, все прелюдии Баха, которые сын изучал по программе, чрезвычайно хороши. Однако, в отличие от других, именно эта не шла в обязательном порядке. Строго говоря, ее вообще не было ни в программе, ни в учебной хрестоматии даже факультативно. И вот вам результат. Да и тотальная идиосинкразия к Баху постепенно сошла на нет.
"Хорошо темперированный клавир" Иоганна Себастьяна Баха (ХТК) - совершенно монументальное произведение (причем не только вследствие вышеописанного). В масштабах, несколько больших, чем внутрисемейные, ХТК продемонстрировал преимущества и широчайшие возможности использования в музыке равномерно темперированного строя - основы современной музыки. Пожалуй, можно сказать, что ХТК и положил начало его всеобщему распространению и применению.
Прелюдия до мажор открывает Клавир и она же наиболее известна и популярна. Если остальные части ХТК знакомы далеко не всем (исключая среду музыкантов, конечно), то его Прелюдию до мажор не слышал разве что только глухой или же совсем дремучий человек.
ХТК, как и большая часть произведений Баха, несет в себе глубокое философско-религиозное содержание. Его первая часть, включающая прелюдию и фугу до мажор, символизируют евангельский сюжет Благовещения - сообщение архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о предстоящем зачатии от Святого Духа.
От этого сюжета оттолкнулся и Ш.Ф.Гуно, создав свою столь же бессмертную, как и Прелюдия Баха, "Aве Марию". Которую наверняка знают уже и глухие, и совсем темные тоже. Напрашивается вопрос: а при чем здесь, собственно, Гуно? Да при том, что его "Аве Мария" - не то, чтобы совсем его. В основе лежит все та же Прелюдия до мажор И.С.Баха. Впрочем, последний вряд ли в обиде: и времени много минуло, и результат уж слишком хорош.
P.S.Заметьте: уже третья "Аве Мария" - и третий раз путаница!
Нет, я ничего не имею против него, и даже наоборот. Но можно было бы, наверное, разбавлять очередную полифоническую прелюдию Баха чем-нибудь и кем-нибудь еще из той эпохи с аналогичными по стилю произведениями. И музыкальный кругозор расширяет, и слово "Бах", быть может, больше положительных эмоций вызывать будет... Чем плох, к примеру, Пахельбель в роли психологического буфера?
Объяснение сложившейся ситуации, конечно, можно найти. Бах много писал именно педагогических произведений. Однако вряд ли на это можно заодно списать и нынешнюю утвержденно-методически-преподавательскую закостенелость. Так сказать, на местах.
Впрочем, и к прелюдиям можно подобраться с нужной стороны. Сейчас мы учимся в музыкальной школе, где полифония изучается не только на примере Баха. И случилось чудо! Как-то раз в один ничем (казалось бы) не приметный вечер самый ненавистный из композиторов вдруг взял, да и явственно зазвучал из комнаты девятилетнего сына. Причем зазвучал в форме прекрасной Прелюдии до мажор из первого тома Хорошо темперированного клавира Баха. Заметьте, напрочь отсутствующей в его программе обучения.
Сказать по правде, прекрасной она еще только могла стать, потому что сию Прелюдию сын ни с того, ни с сего вдруг решил не просто сыграть, а... подобрать. И что вы думаете - подобрал! Ну, почти. Кое-какие не столь уж значительные "опечатки", конечно были. Но это не главное! Ведь сам захотел!
На мой взгляд, все прелюдии Баха, которые сын изучал по программе, чрезвычайно хороши. Однако, в отличие от других, именно эта не шла в обязательном порядке. Строго говоря, ее вообще не было ни в программе, ни в учебной хрестоматии даже факультативно. И вот вам результат. Да и тотальная идиосинкразия к Баху постепенно сошла на нет.
"Хорошо темперированный клавир" Иоганна Себастьяна Баха (ХТК) - совершенно монументальное произведение (причем не только вследствие вышеописанного). В масштабах, несколько больших, чем внутрисемейные, ХТК продемонстрировал преимущества и широчайшие возможности использования в музыке равномерно темперированного строя - основы современной музыки. Пожалуй, можно сказать, что ХТК и положил начало его всеобщему распространению и применению.
Прелюдия до мажор открывает Клавир и она же наиболее известна и популярна. Если остальные части ХТК знакомы далеко не всем (исключая среду музыкантов, конечно), то его Прелюдию до мажор не слышал разве что только глухой или же совсем дремучий человек.
ХТК, как и большая часть произведений Баха, несет в себе глубокое философско-религиозное содержание. Его первая часть, включающая прелюдию и фугу до мажор, символизируют евангельский сюжет Благовещения - сообщение архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о предстоящем зачатии от Святого Духа.
От этого сюжета оттолкнулся и Ш.Ф.Гуно, создав свою столь же бессмертную, как и Прелюдия Баха, "Aве Марию". Которую наверняка знают уже и глухие, и совсем темные тоже. Напрашивается вопрос: а при чем здесь, собственно, Гуно? Да при том, что его "Аве Мария" - не то, чтобы совсем его. В основе лежит все та же Прелюдия до мажор И.С.Баха. Впрочем, последний вряд ли в обиде: и времени много минуло, и результат уж слишком хорош.
P.S.Заметьте: уже третья "Аве Мария" - и третий раз путаница!