Ярлыки

1 год (46) 1 класс (51) 2 год (32) 2 класс (1) 20 век (2) 2013 (2) 2014 (2) 3 год (19) 4 год (11) 4 класс (2) анализ произведений (8) барокко (1) Бах (7) Бетховен (6) биография (7) блог (1) Бородин (2) венские классики (20) видео (13) викторина (12) Гайдн (11) Глинка (4) Дакен (1) Даргомыжский (3) Дебюсси (2) джаз (1) диктант (1) до мажор (5) жанры (5) зарубежная музыка (31) знаки альтерации (2) игра (1) инструменты (16) интервалы (3) карточки (2) конкурс (3) контрольная работа (8) либретто (1) ля минор (1) методика (13) мои разработки (14) мои статьи (2) Моцарт (18) музыкальная литература (113) Мусоргский (6) ноты (4) поём (33) портрет (7) презентация (5) Прокофьев (2) развитие речи (21) Рахманинов (2) ре мажор (4) Римский- Корсаков (6) ритм (6) романтизм (5) русская музыка (32) сайты (10) Сен-Санс (2) скачать (5) слушание музыки (33) Современные исполнители (7) соль мажор (2) сольфеджио (50) тембры (28) теория музыки (7) тест (10) тональности (1) учебник (3) фа мажор (1) фонохрестоматия (1) форма (3) Чайковский (3) Шопен (1) Шуберт (4) Шуман (2) шумовой оркестр (1) экзамены (4) эпохи (2)

суббота, 5 января 2013 г.

Урок музыки "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена


Урок музыки "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена" 


Презентации к уроку

17 / 17
Загрузить презентацию (18,62 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Познакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена.
Задачи урока:
Образовательные:
  • Обращение к известным произведениям камерных жанров Ф.Шопена с целью повторения;
  • Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, создателем гениальных произведений камерных жанров;
Воспитательные:
  • Приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики;
  • Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
  • Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
  • Повторение пройденного методом устного опроса;
  • Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
  • Анализ музыкальных произведений, формулирование выводов в ходе беседы;
  • Хоровое исполнение песни «Приходят к дедушке друзья» музыка Н. Никифоровой, слова В. Савельева;
Оборудование:
  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  • синтезатор.
Материалы:
  • слайдовая презентация;
  • музыкальные произведения Ф. Шопена: попурри на пройденные в разных классах произведения, сделанное в программе Audacity, этюд 12 «Революционный», «прелюдия 24»;
  • нотный материал;
  • текст песни «Приходят к дедушке друзья» музыка, слова – Приложение;
  • музыкальные фонограммы.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1
Звучит «Полонез ля-мажор» Ф. Шопена. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.
Слайд 2 (Тема урока)

II. Работа по теме урока

1. Беседа по теме урока
Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?
Ученики:Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.
Учитель: А может быть, кто-нибудь из Вас назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке?
Ученики: Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…
Учитель: Молодцы! Ваши ответы практически исчерпывающе подготовили появление на слайде определения камерной музыки.
Слайд 3
Учитель: Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, также для пения, предназначенная для исполнения в небольшом помещении. Многие из известных нам композиторов, как русских, так и зарубежных сочиняли произведения камерных жанров. Может быть, кто-нибудь мне поможет вспомнить их имена? Только давайте условимся, что, называя композитора, Вы приводите пример музыкальных произведений камерного жанра.
Ученики: Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Детский альбом»; Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Времена года»; Людвиг Ван Бетховен «Сурок»; Николо Паганини «Каприс 24»; Франц Шуберт «Баркарола»…
Учитель: Все ответы абсолютно правильные, но у нас сегодня встреча, с не менее прекрасными произведениями камерных жанров. А вот о каком композиторе сегодня пойдёт речь, ответите мне Вы, после музыкальной иллюстрации.
Слайд 4 (во время иллюстрации нотных фрагментов звучит попурри из произведений Ф. Шопена, сделанного в программе Audacity: Полонез ля-мажор, Вальс 2 си-минор, Прелюдия 7 ля-мажор, Мазурка 1 си-бемоль мажор).
Учитель:
Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной –
Все это …
Ученики: Фредерик Шопен.
Учитель: А кто-нибудь узнал, фрагменты из каких произведений прозвучали?
Ученики: Вальс, мазурка, полонез, прелюдия.
Учитель: (часто дети не узнают произведений и тогда …)
Поэт Владимир Ефремович Шостак сказал о Фридерике Шопене: «…Поэт мелодии народной…». Какие жанры польской народной музыки сейчас прозвучали?
Ученики: Мазурка, полонез.
Учитель: Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом.
Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды, которые, как показало время, он оправдал. Его учителя всегда восторженно о нём отзывались. Так, пианист Войцех Живный, который начал заниматься с 9-летним мальчиком отмечал, что исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. В итоге, Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.
В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию, по окончании которой, в 1829 году директор консерватории и педагог Шопена Юзеф Эльснер сделал следующую запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений».
Слайд 5
Стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем начал собираться в поездку по Западной Европе.
Казалось бы, что всё в творческой карьере молодого композитора и пианиста складывается как нельзя лучше, но, что мы читаем в его так называемом «Штутгартском дневнике»?
Слайд 6
«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».
Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли?
Ученики: Может быть, он не хочет расставаться со своими родными А, возможно, его интуиция подсказывала ему, что в этом путешествии его ожидает что-то трагическое.
Учитель: Каждый из Вас по-своему прав. Какое же решение принимает Шопен?
Ученики: Для молодого и талантливого музыканта важнее всего признание публики, причём не, только на родине в Польше, но и за рубежом. Я, думаю, что Шопен всё-таки поехал в Западную Европу.
Учитель: Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.
Слайд 7
Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши (перевод с армянского В. Звягинцевой). В 5 классе мы познакомились с этим стихотворением и мне кажется, что самое время его вспомнить. (кто-то из детей читает наизусть).
Горсть земли 
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.
Учитель: Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении русским царским правительством польского восстания и взятии Варшавы. Тогда в Штутгарте, Шопен ничего не знал о судьбе своих родных.
Слайд 8
Только в Париже Шопену стало известно, что его семья и друзья не пострадали при взятии Варшавы. Но Польша… Фридерик решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял на том, чтобы сын оставался за границей и не возвращался в Варшаву. Патриотическому делу он будет служить своим искусством. Шопен в отчаянии. И вновь обратимся к записям в его дневнике.
Слайд 9
«Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».
2. Слушание и обсуждение
Слайд 10
Звучит Этюд 12 «Революционный» без каких-либо комментариев.
Учитель: Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?
Ученики: «Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина»…
Учитель: Уже в тех названиях, которые Вы предложили, раскрывается тот образ, который композитор стремился передать средствами музыкальной выразительности. А какие особенности музыкального языка Вы хотели бы подчеркнуть особенно?
Ученики: Быстрый, стремительный темп, как сметающий всё на своём пути. Лавина звуков сверху вниз, как будто сердце оборвалось. Призывные интонации в верхнем регистре, как боевой клич: «Не сдаваться»…
Учитель: Молодцы! И, несмотря на то, что музыка сама говорит за себя, Шопен счёл нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками: «Быстро, с огнём», и далее «страстно», «с силой», «сжато» или вдруг после громкой призывной фразы её повторение, как бы слышимое издалека «вполголоса» и вновь «со страстью». Ну, а теперь пришло время сказать Вам, как же называется это произведение: (На слайде 10 анимационно выводится Этюд 12 «Революционный»)
Слайд 11
Один из известных музыковедов, Асафьев Борис Владимирович, характеризуя образный строй прелюдий Шопена сказал следующее: «… сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет. Озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали».
Б.Асафьев
Как Вы думаете, можем ли мы найти в этом высказывании эпитеты соответствующие образному строю этюда?
Ученики: Конечно, можем!
3. Творческая работа
Слайд 12
Учитель: Я прошу Вас объединиться в группы и сделать творческую работу, а именно написать синквейн – (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии),отображающий суть музыкального образа. Думаю, что высказывание Б.Асафьева Вам поможет.
  • Сформулировать тему синквейна одним существительным.
  • Двумя глаголами дополнить характеристику музыки.
  • Охарактеризовать произведение с помощью трёх прилагательных.
  • Одним предложением из 4 слов выразить собственное отношение к музыке.
  • Слово – резюме, характеризующее суть.
Учитель: А теперь в каждой группе выберете чтеца, который представит нам плоды Вашего творчества.
Ученики: Читают сочинённые синквейны.
4. Заключение
Учитель: Я хочу поблагодарить Вас за творчество и задать ещё один вопрос: а что же такое этюд? Что это за жанр камерной музыки?
Ученики: Это произведение, в котором композитор ставит технические задачи.
Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но технические навыки исполнителя оттачиваются, благодаря неоднократному повторению одного и того же приёма, а как же быть с этюдом Шопена?
Ученики: Но в этом произведении один и тот же технический приём повторяется неоднократно, а именно нисходящая последовательность звуков в быстром темпе?
Учитель: Совершенно верно, причём этот приём, назовём его «рокочущий пассаж», исполняется левой рукой, что делает это произведением одним из самых сложных в фортепианной литературе. Итак, Шопен виртуозно соединил…? Может быть, в классе есть желающие подвести итог всему сказанному?
Ученики: Он соединил технические задачи с воплощением музыкального образа.
Слайд 13 (Определение этюда)
Учитель: В продолжение разговора о камерных жанрах в творчестве Фридерика Шопена, послушайте Прелюдию 24 и ответьте на вопрос: Что вам напоминает Прелюдия 24 Шопена:
  • эпическое повествование;
  • взволнованный рассказ;
  • драматическую декламацию?
Можем ли мы сказать, что музыкальный образ, созданный композитором в прелюдии созвучен музыкальному образу этюда?
Слайд 14-16 (слушание Прелюдии 24)
Ученики: Ответы детей.

III. Работа над песней.

В истории каждой страны были трагические страницы, которые нашли отражение в музыкальной летописи. К 65-летию Великой Победы я написала песню на слова В. Савельева «Приходят к дедушке друзья». Предлагаю Вам послушать и начать разучивание. Показ песни. Разучивание 1 куплета.
Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.
Список литературы.
  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с. 98-101.
  2. Воронов Ю., Блокада. – Лениздат, 1986.
Список сайтов
  1. Стихотворение А. Граши «Горсть земли» www.muz-urok.ru/shopen.htm
  2. www.musicschool2.ru/shopen/page/6/
  3. muz-strana.narod.ru/index.files/Page864.htm
  4. www.maykapar.ru/articles/revolut.shtml
  5. Нотная библиотека Ф. Шопена www.royalpiano.ru/notes/chopin.html
  6. Информация о синквейне ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн
  7. Музыкальные файлы classic.chubrik.ru/Chopin/

http://festival.1september.ru/articles/611029/