понедельник, 19 марта 2012 г.
Предмет сольфеджио. Цели и задачи
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЛЬФЕДЖИО
Основная задача сольфеджио — организация музыкального слуха учащегося и его развитие, а также обучение активному использованию слуха в творческой, исполнительской практике. Средствами для правильной организации слуха являются: воспитание у учащихся четкой, точной ориентировки в ладовых связях мелодии, гармонического сопровождения, в соотношении голосов полифонической музыки; развитие острого и точного чувства ритма; обучение живому и осмысленному восприятию и интонированию музыкальной фразы, периода, формы в целом; воспитание и развитие чувства стиля.
Вся учебная работа по сольфеджио должна органически сочетаться с работой над активизацией внутреннего слуха, обеспечить верную направленность музыкального вкуса учащихся и обогатить их память достаточным запасом ценных художественных образцов музыки.
Нельзя считать единственной целью сольфеджио только обучение чтению нот с листа и чистому интонированию. Определять таким образом задачи сольфеджио было бы так же неправильно, как если бы мы, определяя задачу обучения игре на фортепиано ограничили ее только умением четко и в нужном темпе передать на клавиатуре обозначенные ноты. Умение читать ноты и чисто интонировать является лишь необходимой базой для обучения, непременным условием для достижения более глубоких задач.
В итоге прохождения курса сольфеджио учащийся должен уметь:
1. Чисто, выразительно, ритмично интонировать мелодику классической и современной реалистической музыки в разных складах (гомофоническом, песенно-подголосочном, имитационно-полифоническом) и в фактуре различной сложности (одноголосной, двухголосной и т. д.).
2. Записать йотами мелодию, завершенный фрагмент музыкального произведения или целиком небольшое произведение вокальной и инструментальной музыки.
3. Определять на слух элементы музыки как изолированно, так и в их взаимодействии в живой фактуре музыкального произведения, ориентироваться в смысловой расчлененности музыкальной формы.
4. Различать и выявлять в исполнении ладовые и ритмические особенности, характерные для музыки данного стиля (русская народная песня, русская музыкальная классика, музыка венских классиков, музыка старых полифонистов, современная музыка реалистических стилей и др.). Навыки сольфеджио должны опираться на хорошую музыкальную грамотность учащегося.
Как видно из предыдущего изложения, характер классных занятий по воспитанию слуха содержит ряд особенностей, напоминающих занятия по специальности: выполнение заданий по сольфеджио требует проявления музыкальности, «исполнительской воли» и выдержки, а также известного эмоционального тонуса. Само собой понятно, что выразительное пение по нотам художественных примеров составляет занятие, близкое к исполнительству, особенно, когда речь идет об ансамблевом интонировании многоголосия.
Сочетание в сольфеджио черт и особенностей, свойственных теоретическим дисциплинам, с одной стороны, и специальности — с другой, предъявляет особые требования к мастерству педагога: это обусловлено, в частности, тем, что музыкальный слух каждого учащегося имеет свои качественные особенности и в классе сольфеджио учащиеся отличаются друг от друга не только по уровню подготовки или «по степени одаренности», но и по индивидуальному своеобразию их музыкальных дарований. Следовательно, при общих программных требованиях к данной группе учащихся в целом педагог всегда должен уметь гибко учитывать индивидуальные особенности учащегося. В классе сольфеджио следует умело добиваться сочетания индивидуального обучения с групповым.
Педагогическое мастерство необходимо для преподавания сольфеджио еще и ввиду непременной обязанности возбудить у учащегося интерес к занятиям. Увлекательность занятий по сольфеджио — совершенно необходимое условие для достижения положительных результатов. Интерес к занятиям, разумеется, составляет благоприятное условие успеваемости по любому предмету. Однако следует подчеркнуть важность интереса учащихся к занятиям по сольфеджио. Никогда не удавалось еще добиться значительных результатов в развитии слуха там, где царили скука и формальное прохождение сольфеджио. При этом надо обеспечить верную направленность процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые, практически действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена, но не могут быть использованы в музыкальной практике.
Разделами сольфеджио, определяющими планирование процесса преподавания и его перспективу, являются: ладовое воспитание; ритмическое воспитание, развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти; развитие «мелодического», «гармонического» и «полифонического» слуха.
Музыкальные инструменты
Тема: Музыкальные инструменты
Струнные смычковые
Видео
http://video.mail.ru/mail/oksana_smelnyak/_myvideo/226.html?liked=1
Виолончель Мтислав Ростропович - Бах Сюита для виолончели №1 Аллеманда http://www.youtube.com/watch?v=S9ZVuV8Py24&feature=player_embedded
Альт Юрий Башмет Роберт Шуман Сказки для альта и фортепиано http://www.youtube.com/watch?v=g4tJPbE4ZY8&feature=player_embedded
Картинки
http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=226165451-57-72
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=226651518-41-72
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=2319543-60-72
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=52453127-39-72
Статьи
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F0%F3%ED%ED%FB%E5_%EC%F3%E7%FB%EA%E0%EB%FC%ED%FB%E5_%E8%ED%F1%F2%F0%F3%EC%E5%ED%F2%FB
Деревянные духовые инструменты
Видео
http://video.mail.ru/list/solomon94/2581/2605.html
Картинки
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=141958251-26-72
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=61939747-13-72
Статьи
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B
Медные духовые инструменты
Видео http://video.mail.ru/mail/kolymazz/Musicinstruments./44.html
Картинки
http://www.fishup.ru/files/75/2e/bc/lg_16887831_mednye_duhovye.jpg
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=340867461-14-72
http://990909.ru/magazini/fotos/statya/36.jpeg
Статьи
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B
Ударные инструменты
Видео
http://video.mail.ru/mail/kolymazz/Musicinstruments./28.html
http://video.mail.ru/mail/irina_shaihina/_myvideo/43.html?liked=1
http://video.mail.ru/mail/kolymazz/Musicinstruments./30.html?liked=1
http://video.mail.ru/mail/kolymazz/Musicinstruments./31.html?liked=1
http://video.mail.ru/mail/kolymazz/Musicinstruments./32.html
Картинки
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=95496775-05-72
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=224608066-23-72
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=196864136-01-72
Статьи
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B
Клавишные инструменты
Видео
http://video.mail.ru/mail/kolymazz/Musicinstruments./24.html
Струнные щипковые инструменты
Видео
http://video.mail.ru/mail/kolymazz/Musicinstruments./26.html
http://video.mail.ru/mail/kolymazz/Musicinstruments./27.html
http://video.mail.ru/mail/kolymazz/Musicinstruments./33.html